Великое княжество Финляндское
Реформы 60-70 гг. XIX века
.
 (Л.В. Суни. Очерк общественно-политического развития Финляндии)
/Лев Вальтерович Суни — профессор кафедры Истории стран Северной Европы Петрозаводского Государственного Университета, доктор исторических наук./

Реформы 60-70 гг. XIX века имели решающее значение для поступательного движения Финляндии по капиталистическому пути. Они охватили не только область экономического законодательства, устранив с пути промышленного прогресса препятствия феодальных времен, но и сферу общественно-политической жизни Финляндии, приспособив ее к потребностям буржуазного развития.
……………………………………………………………………………………………………………
….внутренняя жизнь Финляндии развивалась под сильнейшим воздействием «русского» фактора, который оказывал влияние на отношения местных партий  к царизму и различным общественно-политическим силам в России, … на характер этой борьбы накладывал отпечаток тот факт, что защита отдельных реформ от посягательства со стороны самодержавия тесно увязывалась в общественном мнении княжества с борьбой за сохранение автономного статуса Финляндии в составе России.

Реформы в области просвещения
Технический переворот в промышленности (Финляндии) предъявлял новые требования к культурному и общеобразовательному уровню рабочих кадров, рекрутировавшихся  в подавляющей массе из сельского населения. Необходимо было устранить все ограничения для получения среднего и высшего образования выходцами из непривилегированных сословий. Передовые круги Финляндии связывали с реформой народного просвещения надежды на быстрый общественный прогресс княжества. Поднимавшееся национальное движение, боровшееся за утверждение за утверждение в общественной жизни страны финского языка, распространение культуры среди широких масс населения, считало развитие культуры среди широких масс одной из своих главных задач. С распространением грамотности среди крестьянских масс связывала свои политические расчеты партия фенноманов.

Поэтому с 50-х гг. проблема народного просвещения прочно вошла в повестку дня общественной жизни страны.  Осознание необходимости реформ в области начального обучения, находившегося под полным контролем церкви, привело к тому, что наряду с малочисленными народными школами стали развиваться и другие различные виды обучения (воскресные, церковно-приходские и заводские школы, небольшие учебные заведения при крупных усадьбах). Однако эти паллиативные меры не могли привести к кардинальному решению вопроса. Упорное сопротивление каким-либо нововведениям со стороны консервативных клерикальных кругов предопределило затяжной характер подготовительных мероприятий, направленных на реорганизацию начального образования.
В частности, все судебные капитулы Финляндии, в ведении которых находилось школьное дело, выступали за сохранение церковного контроля над начальным образованием. Задачи народной школы, по их мнению, должны были по-прежнему ограничиваться преподаванием элементарной грамоты, требуемой лютеранской церковью от прихожан. Этих же позиций придерживались епархиальные правления, представившие свои обоснования в связи с обсуждавшимся проектом в специальном подготовительном комитете.

Продолжение следует