Наследие Киви

«…одним рывком поднимает её на вершину повествовательной литературы как таковой,  придает ей монументальное,  искрящееся гениальностью совершенство, которое и в наши дни остается для финского романа недосягаемым»
Leino E. Kootut teokset, XIV, Helsinki, 1929, s. 122

В Хельсинки, на одной из центральных площадей возвышается памятник. Он необычайно красив в своей строгости и простоте. Памятник изображает очень скромно одетого человека, погружённого в думы. Его умное лицо сурово. На пьедестале высечено: «Aleksis Kivi».

Не случайно памятник стоит перед зданием Финского Национального театра – с именем Киви связано появление первой финской реалистической комедии: его день рождения считается днем основания финского театра.

Киви из тех художников, которые не были поняты современниками. Посмертное его признание тоже было трудным и замедленным; его открывали постепенно, по частям – сначала как драматурга и романиста, тогда как лирика его была по настоящему оценена лишь сравнительно недавно.

Художественное наследие Киви включает одиннадцать пьес, сборник стихотворений и роман «Семеро братьев».

Из пьес наиболее известны романтическая трагедия «Кулерво» на героический сюжет из «Калевалы» и две комедии о современной народной жизни – «Сапожники Нурми» и «Помолвка».

Непреходящее значение творчества Киви, то, что оно выходит за рамки его времени, исследователи подчас объясняли «вневременной» направленностью его художественные фантазии, её безотносительностью к эпохе и общественной среде, в которой жил писатель.

……………………………………………………………………………………………………….

Подобный «вневременной» подход представлялся, однако, малопродуктивным. С другой стороны, не следует понимать связи Киви с его эпохой узко эмпирически, только в смысле бытовых контактов писателя со средой и непосредственных впечатлений, хотя пренебрегать подобными фактами тоже нет оснований.

Связи творчества Киви с эпохой многообразны и проявились по многим линиям. Киви был порождён своим временем, зависел от него, но вместе с тем он как оригинальный и крупный художник возвышался над временем, порывал с тесными для себя традициями и канонами, по новому осознавал преемственную связь литературы с народной культурой, видел явления в новой взаимозависимости и тем самым открывал новые пути развития национальной литературы.

Связь Киви с эпохой проявляется прежде всего в особом историзме его художественного мышления. Киви жил в эпоху начавшихся в Финляндии буржуазных реформ, у него было обострённое чувство переходности времени, чувство того, что происходившие перемены затрагивали глубокие основы народной жизни и народного сознания. Киви интересовали и буржуазные реформы как таковые, но ёще больше означали для него как для художника те подспудные, протекавшие в недрах народной жизни процессы, по отношению к которым реформы в их официально – юридическом выражении были лишь внешними вехами.

……………………………………………………………………………………………………….

Связь творчества Киви с эпохой, воспринимаемой им именно как эпоха переходная, выражается в особого рода конфликтах и ситуациях, в которых оказываются его герои. Для творчества Киви чрезвычайно показательно, что его герои не вдруг могут найти себе место в изменяющемся мире. Сами происходящие изменения долго остаются для них непонятными. Одни из его героев либо вовсе не могут приспособиться к ним и чувствуют себя несчастными изгоями, как, например, Кулерво в одноимённой трагедии; другие находят своё место в изменяющемся мире с большим трудом, после долгих злоключений, бунтарства, потасовок, принуждения и вразумления, как это происходит в комедии «Сапожники Нурми» и комической эпопее «Семеро братьев».

Неумение героев Киви найти своё место даже, казалось бы, в привычном для них окружении именно такого рода. Это не тот конфликт индивидуума со средой, который вытекает из сугубо индивидуальных качеств протестующей личности, не бунт презревшего мир романтического гения, одиноко вознёсшегося над земной юдолью и видящего иные мысленные дали.

Герои Киви – люди из народа, их представления о жизни традиционны, выношены веками и принадлежат не только им лично. С этими представлениями люди жили задолго до них, ничего иного не зная и не ощущая в ином потребности. Герои Киви – последние носители этих некогда устойчивых и распространённых представлений о жизни, идеалов и моральных норм. Они и дальше хотели бы жить по этим нормам. Но изменяется мир вокруг них, и отсюда все их затруднения. То, что было нормой, более не является таковой и не согласуется со складывающимся новым миропорядком. Герои Киви подчас и хотели бы усвоить новые правила поведения, как-то приспособиться к ним, но это плохо у них получается, они кажутся смешными и странными чудаками в новом окружении, и только постепенно их жизнь начинает образовываться по общепринятому подобию.
(Продолжение следует)

Тerveisin Ahma